Муранское стекло

В интернет-магазине украшений из натурального камня и муранского стекла "Остров Мурано" Вы можете купить сережки, браслеты, кольца, бусы, комплекты, кулоны, брелоки из муранского стекла

История возникновения и развития стекольного производства в Венеции таинственна и драматична и совсем не похожа на историю незамысловатого национального промысла. До сих пор невозможно с точностью установить его начало. В римскую эпоху рядом с древней Аквилейей находился известный и важный для всей империи центр стекольного производства. Одно из предположений связывает появление в Венеции этого промысла с переселением на острова Венецианской лагуны жителей богатых римских провинций Адриатического побережья, которые, спасаясь от разрушительных набегов варваров на труднодоступных островах, принесли и сохранили древнеримские техники производства стекла.

Наиболее древний документ относительно стекольного дела — манускрипт 982 года, где идет речь о дарении имущества, среди которого числится «Domenicus fiolarius» — некая бутылка из стекла некоего Доменико. Это позволило официально отметить в 1982 году тысячелетнюю годовщину венецианского стекольного производства. Благодаря тесным торговым контактам Венецианской республики со странами Леванта, в особенности с Сирией, Египтом, Византией, в течение XII-XIII веков это искусство получило новый импульс. Документально подтверждено, что уже в последнее двадцатилетие XIII века венецианцы знали технику нанесения эмали на стекло.

Сначала стекольные мастерские были расположены в самой Венеции, но из-за частых пожаров, угрожавших городу, чьи постройки были в основном деревянными, в XIII веке по приказу дожа все мастерские были переведены на небольшой остров Мурано, находящийся в полутора километрах от Венеции. Непослушание наказывалось смертью. Легко понять, что, кроме соображений безопасности, властями двигали соображения секретности: венецианское стекло уже тогда ценилось на вес золота, приносило существенный доход республике, и перенос производства на отдельный остров позволял ревностно хранить секреты стекольного искусства. Остров Мурано получил особый статус: будучи в составе венецианской республики, он имел тем не менее своего дожа и свою валюту. Мастера-стеклодувы также получили привилегии: им и их потомкам разрешались браки со знатными аристократами, спустя некоторое время богатые венецианские фамилии считали за честь породниться с семьями мастеров-стеклодувов. Вместе с тем мастерам было строжайше запрещено покидать остров.

Такая изоляция и конкуренция среди мастеров привела к невиданному взлету искусства стеклоделия. Каждая семья изобретала собственные способы изготовления, окраски, выдувания, верчения стекла, секреты мастерства хранились в фамильных мастерских и передавались от отца к сыну на протяжении десятков поколений. Уже к середине XIV века Венеция поставляла в Европу изысканные изделия: бокалы, бутылки, кубки, чаши, вазы, люстры. С 1450 г., благодаря открытию Анджело Баровьера, произошла настоящая технологическая революция, приведшая к исключительному развитию стекольного дела в течение двух последующих веков. Баровьеру удалось создать стекло невиданной чистоты и прозрачности, подобное природному горному хрусталю; по этой причине оно было названо «cristallo» (хрусталь). Ему же приписывают изобретение белого непрозрачного «молочного» стекла, подобного китайскому фарфору, и «халцедонового» стекла, имитирующего богатство оттенков натурального халцедона.

В XVI веке муранское стекло — в полном блеске своей славы. Стеклодувы, благодаря 400-летним традициям, совершенствуют материалы и технику, доводя свои изделия до немыслимых высот тонкости, изысканности и декоративности. Произведения мастеров обессмерчены в живописи величайших художников того времени — Тициана и Веронезе. Чем более драгоценным и вожделенным для всей Европы становилось муранское стекло, тем более суровые меры предпринимались властями республики, чтобы помешать распространению секретов. В Венеции особая тайная полиция отвечала за сохранность монополии. Стеклодувам сулили невиданные блага многие дворы Европы, но мастер, принявший предложение, в большинстве случаев платил жизнью за измену Серениссиме — Яснейшей республике. Несмотря на все усилия, препятствующие эмиграции, во многих европейских странах стали появляться мастерские по производству стекла. В 1605 году во Флоренции появился первый учебник «Искусство стекольного дела», написанный священником Антонио Нери, сведущим в алхимии и состоящим на службе у Медичи. Учебник был переведен на английский, немецкий, французский и испанский языки и… послужил толчком к еще более исключительному распространению муранского стекла, т. к. без венецианских технологий и секретов английское свинцовое стекло и богемское калиевое стекло так и не достигли чистоты хрусталя, как и не достигли соответствующего уровня конечной обработки и изысканности.

Открытие секретов изготовления фарфора и изменение моды, но главным образом потеря независимости Республики в начале XIX века, привели к тяжелому упадку производства муранского стекла. Поворот наступил в 1861 году: учреждается Музей стекольного искусства, открывается школа стеклодувов, заново прочитываются старинные книги и последние живые мастера передают свои секреты новому поколению. Под протекцией любителя и ценителя древнего искусства Антонио Сальвьяти появляется лаборатория венецианской мозаики, которая декорирует многие здания в Европе. Мастеру Винченцо Моретти в 1871 г. удается воспроизвести, после двух тысячелетий забвения, древнеримские «муррины», вошедшие с тех пор в обязательный репертуар всех мастерских Мурано.

В XX веке мастера научились воплощать в традиционной технике различные художественные стили: от стиля ар нуво до современных минималистических абстракций, продолжая создавать столь разнообразные по стилю, но всегда истинные произведения искусства.

Подобрать украшения из муранского стекла

Работает на ocStore
Острів Мурано © 2017 - Free Opencart Themes by Zerocarts.com